Антонио Сантос о связи условного принятия и развития инконгруэнтности
л е к ц и я
Теория личности Карла Роджерса помогает мне понять многое о своей жизни — как положительные, так и негативные вещи. Роджерс говорил, что мы «растем в обусловленной среде», и что хорошее отношение обычно обусловлено. Обусловленность — это то, что мы лучше всего усваиваем от родителей, учителей в школе, церкви, семьи, общества, отовсюду.

Роджерс утверждал, что наша базовая потребность — потребность в любви, заботе, признании. Это необходимо для нашего здорового развития, ментального и физического. Но он также считал, что с момента рождения мы переживаем опыт и безусловной любви. Хотя, можно сказать, что тут я дополняют теорию Роджерса, исходя из своего опыта, когда говорю, что каждый из нас в той или иной мере действительно получил эту безусловную любовь. Даже дети, которых оставили родители, они тоже получили заботу, питание, уход. Кто-то позаботился о них, иначе бы они не выжили. И здесь мы не говорим, что человек рождается с врожденной присущей ему любовью, это другой разговор. Но с самых малых лет мы встречаем и условное принятие — когда нас одобряют окружающие, считая, что что-то является правильным, а что-то неправильным и это надо отвергнуть. С самого начала жизни нас не принимают безусловно, мы не получаем безусловной любви. Мы вырастаем в среде условного принятия и оценок. И мы приходим к тому, что Роджерс называет инконгруэнтностью.

Инконгруэнтность — источник всех наших жизненных проблем. Мы страдаем не от того, что наши родители сделали с нами в детстве, то есть не только от прошлого, а от той неконгруэнтности, которую мы пережили. И эта инконгруэнтность заставляет нас страдать. Эта боль от прошлого, которую мы переживаем сегодня, мы переживаем ее из-за инконгруэнтности.

Из-за того, что мы получали условную любовь, мы скрываем те стороны себя, которые считаем недостаточно хорошими. И показываем только свои положительные стороны, чтобы получить любовь в ответ. У нас может возникать чувство, что мы не являемся сами собой. Это происходит, потому что мы прячем некоторые стороны себя, не показываем себя полностью, и тем самым создаем внутренний конфликт. Те наши стороны, которые встречали лишь условное принятие — неконгруэнтны и менее осознаны.

Получая же безусловное позитивное отношение, мы питаем свои неконгруэнтные стороны и становимся более конгруэнтными. Как вы уже знаете, чем мы более конгруэнтны, тем мы более интегрированы, потому что можем испытывать и переживать то, что считаем в себе негативным или недостойным, при этом получая опыт, что это не осуждается другими.

Когда мы встречаем только условное принятие, то нас как-бы постоянно оценивают и судят — что правильно, а что нет, что верно, а что не верно. В некоторых религиях наши инконгруэнтные стороны, или темные стороны, связывают с Дьяволом, а хорошие — с Богом. Такое внутреннее расщепление проигрывается в наших внешних конфликтах.

Если я буду хорошим мальчиком или девочкой, то я смогу что-то получить от тех людей, которые меня постоянно осуждают. Если я плохой мальчик или девочка, я не получу условной любви от этих людей, но и безусловную любовь я тоже не получу. Очень болезненно и сложно, когда тебя постоянно оценивают. Это усиливает внутреннюю расщепленность.

Согласно Роджерсу, наша потребность в любви настолько сильна, что мы готовы идти против себя и своей интуиции, пытаясь удовлетворить тех, кто дарит нам условную любовь. Мы просто убираем в сторону какие-то части себя и пытаемся быть хорошими мальчиками или девочками.

Я слушал лекцию Кришнамурти по этому поводу, где он говорил ученикам: «Когда вы хотите адаптироваться к этому безумному обществу, к вашим родителям, людям вокруг, вы делаете это, потому что хотите быть принятыми ими. Но вы не хотите выносить свои собственные желания и потребности, то, что вы считаете правильным. И именно поэтому ваша жизнь становится такой запутанной и разрушенной.»

Роджерс верил, что мы двигаемся к самоактуализации и что наш любой поступок — это шаг к актуализации. Понимая это, он развивал свой психотерапевтический подход, чтобы помогать людям быть более конгруэнтными, то есть менее инконгруэнтными. В жизни это значит, становиться здоровыми, менее конфликтными и более интегрированными.

Он считал, что противоядием от обусловленности является безусловное позитивное отношение, потому что в нем нет осуждения и оценки. Роджерс также утверждал, что люди актуализируются в отношениях. И когда в отношениях есть принятие и эмпатия, это помогает людям становиться конгруэнтнее и двигаться к актуализации.

Чтобы повышать свою конгруэнтность, вы можете работать над тем, что связано с вашей инконгруэнтностью. В психотерапии, прорабатывая ситуации, в которых вы были неконгруэнтны, в среде безусловного принятия вы можете исследовать болезненный опыт, чувства, образы и поведение, рассматривать их целиком и интегрировать в свой целостный человеческий опыт.

Когда я был маленьким, мне было около 8 лет, со мной произошел болезненный случай — я увидел как мои родители плачут, потому что отец потерял все заработанные за месяц деньги. Они не знали, что делать, на что покупать еду и поддерживать жизнь. В терапии я смог поработать с этим и кое-что понял. Я осознал, что бедность — это часть жизни, что вещи приходят и уходят из нее. Мы получаем деньги, зарабатываем и можем терять их, это просто часть жизни. Я смог понять это в неосуждающей среде и это оказалось для меня более логичным и понятным. После я смог поработать и со своими потребностями и желаниями, связанными с бедностью. И до сих пор мне иногда кажется, что я все еще нахожусь в той среде и веду себя, словно нахожусь в той же бедности, не позволяя себе какие-то вещи, которые мог бы позволить. Но я считаю, что я не должен так делать и я уделяю внимание этому моменту. Когда я стал больше принимать и ценить себя, я стал позволять себе то, чего раньше не мог из-за ощущения бедности.

Из этого болезненного детского опыта я вынес, что хочу развиваться и выбраться из нищеты. Я усердно учился, много работал, пытаясь найти выход из этого положения. И у меня получилось.

Чем больше в нас конгруэнтности, самоактуализации и тем более интегрированы наши, так скажем, «светлая» и «темная» стороны.
Made on
Tilda